?

Log in

Хайфа. Русский фарфор 2 - Haifa [entries|archive|friends|userinfo]
Haifa

[ website | haifa.livejournal.com ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Хайфа. Русский фарфор 2 [Apr. 16th, 2015|10:36 am]
Haifa

haifa

[alldubin]
[Tags|]



Даже не знаю, как быть. Дело ведь в том, что коллекция Цельников на выставке «Фарфор – белое золото Европы» (http://alldubin.livejournal.com/63289.html) представлена в таком сокращенном варианте не из-за жадности Хайфского музея искусств. Просто выставка эта посвящена истории производства фарфора в Израиле, так что предметы из коллекции как бы украшение выставки,  и не более того.


Проблема же в том, что говорить об израильском фарфоре и о флагманском заводе «Нааман Порцелан», означает говорить об основавшем завод Мордехае Шенхави, а это личность настолько многогранная, что о нем книги надо писать.
Кое-что и написано, правда - в самые последние годы, так что его имя до сих пор мало известно.



Ну, например, многие ли сегодня знают (или помнят), что именно Шенхави «придумал» мемориал «Яд ва-шем» и был его первым директором? Видите, на злобу дня получилось. Но это я не специально, конечно.
А кто помнит, что именно он считается пионером Третьей алии - он приехал в Эрец-Исраэль 19 января 1919 года? И что еще до этого фактически именно Шенхави основал движение «Ха-Шомер ха-цаир»?
Так что «Нааман Порцелан» - одно из очень и очень много, сделанного Шенхави. Более того, этот завод – лишь один из примеров созданной им же, Шенхави, кибуцной промышленности. До этого кибуцы упорно занимались практически только сельским хозяйством и слышать не желали ни о какой промышленности.
Так вот Шенхави (тогда еще Альпенбейн) родился в России, в городе Волочиск. Сейчас это Ураина, Хмельницкая область. Так что особо въедливые могли бы потребовать изменить заголовок на «Хайфа. Украинский фарфор». Но «украинский фарфор» как-то смешно звучит, вы не находите? Если находите, то зря. На Украине были знатные фарфоровые заводы. Но судьба украинской фарфоро-фаянсовой промышленности – незавидная. Война здесь ни при чем, угасание началось много раньше, и причина – дешевый импорт из Китая. По этой же причине в конце 90-х окончательно закрылся и «Нааман Порцелан». Но 60 годами раньше, в 1939-м, этот завод был одним из пионеров кибуцной промышленности. Правда тогда он производил кирпичи, и назывался просто «Нааман», а фарфором занялся несколькими годами позже.
В архиве «Ха-Шомер ха-цаир» сохранились любопытные снимки с церемонии открытия завода и его последующей деятельности. На фотографиях – принимающий гостей гостей Шенхави.







А это - уже работающий завод:








Фарфор – дело тонкое


Правду сказать, первые изделия «Нааман Порцелан» особым изяществом не отличались. Даже не так – они более или менее повторяли европейские образцы. Ну, вот, например:





Так было, до тех пор, пока на завод не пришел Шимон Бадер – «отец израильского фарфора». Именно он полностью перестроил производство и, главное, стал выпускать, по собственным чертежам оригинальные фарфоровые изделия.



Бадера я нашел. Еще и приглашение в гости получил. Но это как-нибудь потом. Потому что сейчас я как четвертый сын из пасхальной Агады – который не знает, что спросить.
А пока я с ним только по телефону поговорил.
Родился Шимон Бадер в Польше, в 1939 году, в местечке Андрыхув, это недалеко от Вадовице, оттуда родом Кароль Войтылаы, известный всему миру как папа Иоанн Павел II.
Во время войны они скрывались с матерью в лесах, иногда по деревням ходили. И выжили – потому что свободно говорили по-польски, - Шимон говорит, что с «львовским акцентом» - и их считали поляками, они даже церкви посещали. А потом снова уходили в леса.
Отца из Львова забрали в Красную армию, водителем. И разъезжал он от Вологды до Саратова. Шимон и сам знает русский, во всяком случае – понимает.
В 1948-м семья воссоединилась, и годом позже Бадеры приехали в Израиль.
На «Нааман Порцелан» Шимон начал работать в 1957 году. Через несколько лет поехал в Германию, в Зельб - в знаменитую школу фарфора и там учился и работал около двух лет. Только он отличался от других учеников. У него уже был опыт работы на фарфоровом заводе и поэтому в выходные он подрабатывал на местных фарфоровых предприятиях. Не только, чтобы подработать, а, главным образом, чтобы выведать секреты производства.
Шимон говорит, что это был своего рода промышленный шпионаж.
В 60-е Бадер разработал особые, эксклюзивные формы для фарфора, и начался экспорт, главным образом в США. Но не только. В 70-х, когда завод приобрел концерн «Кур» начался экспорт по всему миру, в том числе и в Саудовскую Аравию и в другие арабские страны. Для этих стран на изделия ставили специальное лого – только на арабском языке.
Вот это, например, «ориенталистская» серия – такое хорошо покупали американцы.



А это - космическая» серия, разработанная под влиянием советских полетов в космос:



В середине 90-х Бадера послали в Испанию в город Ирун учиться новым технологиям производства фарфора на заводе известнейшей фирмы Bidasoa, производящей, главным образом, профессиональный фарфор – посуду для ресторанов.
Но и он многому научил испанцев. Директор завода говорил: «Есть Bidasoa до Бадера и Bidasoa после Бадера».
Шимон пробыл в Испании несколько месяцев. А когда вернулся, получил письмо об увольнении.
Вся эта поездка, как выяснилось, была грязным трюком – импортер, незадолго до этого купивший «Нааман Порцелан», пытался избежать конфликтов с рабочими и всем рассказывал, что Бадер изучает новые технологии в Испании и что он, мол, купит новые машины и завод преобразится. А тем временем под прикрытием этой поездки потихоньку увольнял рабочих. Так что завода уже почти 20 лет, как нет. А все, что мы покупаем под маркой «Нааман Порцелан» сделано в Китае.

Бело-голубой китч

Еще на выставке представлены «произведения», с позволения сказать, завода «Мизрахи». Был такой в квартале Ха-Тиква в южном Телль-Авиве. В 50-е и в начале 60-х в Израиле существовало уже множество фарфоро-фаянсовых заводиков, производящих, главным образом, китчевые изделия для израильского обывателя, затребовавшего уют. В основном, это были такие сладенькие статуэтки и что-то вроде советских слоников.
Вот одним из самых известных таких заводиков и был «Мизрахи». Вообще-то это достойное семейство из Египта на своей доисторической родине занималось производством игрушек, но спустя несколько лет после переезда в Израиль, в 1953 году, переключилось на салонные украшения из крашеного гипса. Модели их базировались (пусть будет «базировались», ладно?) на пошлых европейских и американских образцах.
Вот несколько примеров









А самыми популярными были головы африканок и фигурки негритянских, ладно, будь по-вашему – афроамериканских «мам» еще с периода рабовладения в США. И это неслучайно. В те годы Африка играла чуть ли не центральную роль в местной культуре, а Израиль вел на этом континенте очень активную деятельность.





Ну, уровень «мизрахи» (я не забыл про заглавную букву) виден невооруженным взглядом. А когда еще в сочетании с цельниковской коллекцией, да хотя бы и с бадеровской. Очень символично получилось…

Ложка, точнее блюдце дегтя, во всей этой фарфорово-гипсовой бочке меда – совершенно, на мой взгляд, конечно, неуместные работы Анисы Ашкар из Акко. Бабушкины блюдца производства «Нааман Порцелан» с кровавыми нашлепками. Сама Ашкар говорит, что ее работы – политический манифест, выражающий ее проблемы идентификации как палестинки в израильском обществе.



Есть на выставке и не менее гадкие работы, хотя и без политического подтекста, какого-то современного израильского дизайнера, одну поставлю, для примера:



Плюрализм, однако. Не хочется таким заканчивать. Пусть лучше Шарон будет: он тоже фарфор любил.



linkReply

Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments:
[User Picture]From: michkaz
2015-04-16 08:05 am (UTC)
ИМХО лучший фарфор из всех снимков - тот, что в руках Шарона :-)

Объясните мне, неграмотному, разве гипсовые фигурки тоже каким-то боком относятся к фарфору? И еще - откуда глину брал Нааман, местную?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alldubin
2015-04-16 08:56 am (UTC)
Гипсовые фигурки - только тем боком, что тоже украшения: статуэтки, маски, прочие финтифлюшки.
А глину брали тут же, из ручья Нааман, потому и завод так назвали. Говорят, очень хорошего качества. Это я как-то не сообразил разъяснить. Там, вдоль ручья много интересного - сооружения крестоносцев, мельницы. Там и здание завода "Нааман Порцелан" сохранилось, полуразрушенное. Во всяком случае, так было несколько лет назад, может, сейчас что-то изменилось.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sid75
2015-04-16 10:09 am (UTC)
Не получается оставить самостоятельный коммент, поэтому пишу в "ответить".
Почему-то очень обидно за Бадера и за судьбу израильского фарфора в целом. Но, может быть, это диктат времени - такая безвкусица? Недавно была на приеме в не очень бедном доме. На столе - сервиз разовой посуды, довольно приемлемо оформленный, но... Зато мыть не надо, бить - пожалуйста, если сумеете. Даже бокалы, и те ненастоящие. Печально и противно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alldubin
2015-04-16 02:50 pm (UTC)
Печально, конечно. И относительно Бадера и по поводу одноразовой посуды, но что поделаешь?. Кстаи, эксперты говорят, что теперь уже старинная наамановская продукция набирает цену у колекционеров :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michkaz
2015-04-16 10:36 am (UTC)
Гугль предложил мне на выбор пять Нахаль Нааман, какой выбрать? :-) В смысле где находился завод?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michkaz
2015-04-16 03:01 pm (UTC)
Понял, спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wolf_gray
2015-04-16 08:49 am (UTC)
По-моему Нааман возит из Китая не фарфор, а изделия сорта ז. Давно уж перестал его покупать. Что касается завода, то он всё равно бы умер, социализм и индустрия - несовместимы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alldubin
2015-04-16 08:58 am (UTC)
Ну, что есть, то и возит :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wolf_gray
2015-04-16 09:26 am (UTC)
Европейцам понадобилось 1100 (тысяча сто) лет, чтобы скопировать китайский фарфор, изобретённый в 620-м году, а уж как они пытались!

То что привозит сюда фирма Нааман никакого отношения к фарфору не имеет, разве что цена одна и та же. Кстати, 26 лет назад в Израиле продавались великолепные китайские, фарфоровые сервизы на 12 персон, по 800 шекелей сервиз. Сегодня только Нааман поделки из непрочной керамики, но цена рулит.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michkaz
2015-04-16 10:41 am (UTC)
Ну Вы и сравнили! Прогресс науки за последние полтыщи лет сильно упрощает процесс воспроизведения технологий, это я Вам говорю, как человек, проработавший 12 лет на факультете материаловедения Техниона.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wolf_gray
2015-04-16 10:48 am (UTC)
"Фарфор впервые был получен в 620 году в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 году саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор." - Википедия
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michkaz
2015-04-16 11:04 am (UTC)
Прогресс науки за последние полтыщи лет сильно упрощает процесс воспроизведения технологий
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wolf_gray
2015-04-16 11:06 am (UTC)
Я не спорю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: michkaz
2015-04-16 11:52 am (UTC)
Понимаю, что Вы не спорите, спорю я :-). Если я правильно Вас понял, то Вы приводите тысячелетний срок рождения европейского фарфора как аргумент, что воспроизвести фарфрор - трудная задача. А я отвечаю, что это не есть фактор, ограничивающий развитие фарфоровой промышленности в Израиле: наличие совеменных электронных микроскопов и других приборов позволяет пройти этот путь за год - два. Просто это никому не нужно - как известно, разруха, она в головах... А пипл хавает то, что ему привезут...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: miritsuk
2015-04-16 10:01 am (UTC)
Да, выставка разочаровала, хотя "европейские" фигурки и вазы симпатичные. Омерзительная "еда", встречающая прямо в центре зала, портила всё впечатление.
Ну а "кровавые" потеки больше похожи на смородиновое варенье, но видно, да, что с идентификацией там сложно...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alldubin
2015-04-16 02:54 pm (UTC)
Да, наверно эффектнее было бы устроить выставку только цельниковской коллекции. Может быть, такое и будет со временем - в Художественном музее.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sigdan
2015-04-16 10:56 am (UTC)
Китай впереди всей планеты ,жалко Бадеру,если бы он был владельцем сейчас фарфор был бы на высоте.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alldubin
2015-04-16 02:55 pm (UTC)
Ну, китайцам по фарфору и полагается лидировать. Все-таки они были первыми :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: catstail
2015-04-16 05:41 pm (UTC)
Спасибо за рассказ.На выставке была, впечатление во многом совпадает с Вашим
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alldubin
2015-04-16 06:19 pm (UTC)
Спасибо, совпадение мнений это всегда приятно 6)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: getomel
2015-04-17 06:37 pm (UTC)
Спасибо за интересный рассказ о Нааман. Я на блошином рынке купил пару декоративных тарелок Нааман в полной уверенности, что они израильского производства, а теперь совсем в этом не уверен.
http://ic.pics.livejournal.com/getomel/21273243/77862/77862_original.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/getomel/21273243/69665/69665_original.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/getomel/21273243/78288/78288_original.jpg

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alldubin
2015-04-18 04:41 am (UTC)
Вот уж не знаю, я не специались по фарфору. Давайте надеяться, что тарелки - оригинальные :)
Говорят, старые наамановские изделия растут в цене.
(Reply) (Parent) (Thread)